В Киеве в XI веке целые улицы были заняты ремесленниками. Резко отличались эти улицы от тех, где жили богатые гости — купцы и бояре. Нет здесь ни широких дворов, ни садов плодовых, ни каменных палат или разукрашенных резьбой деревянных хором. На этих улицах густо расположены полуземлянки, где с утра и до вечера— „от зари до зари" — трудится кожевник над своим чаном или кузнец, выделывающий гвозди, ножи, скобы дверные, ключи и замки.
Художественные изделия русских ремесленников дорого ценились и за Границей.
В Чехии, в Польше, в странах камских булгар, в Крыму знали украшения из тонкой серебряной проволоки — серьги, ожерелья, браслеты.Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы своими глазами можем увидеть хранящиеся в музеях подвески, серьги, пряжки, застежки и всякие другие предметы работы русских мастеров.
Итальянец Плане Карпини, бывший в XIII веке в Золотой Орде, обратил внимание на произведение русского костереза Козьмы — трон Гуюк-хана: „Трон был из слоновой кости, были там также золото, драгоценные камни и жемчуга".
Русское ремесло славилось во всем мире, и иноземцы торопились узнать, „что нового изобрела Русь в изготовлении черни и эмали".Серебряные изделия, украшенные черневым узором, требуют большого искусства и высокой техники.Сперва приготовляют порошок, состоящий из серебра, свинца, красной меди, серы, поташа, буры и соли. Затем подготовляют серебряный лист так, чтоб на нем образовались выпуклые фигуры. Порошок разводят водой и затем заполняют черной массой пространство между рельефами серебряного листа.
„А внезапно всё это не могло явиться, — говорит академик Б. Д. Греков. — Эти достижения — результат длительной жизни народа, умевшего трудиться, богатого инициативой и талантами, сумевшего создать условия для своего дальнейшего роста".