С озабоченным видом ходят по торгу люди, живущие трудом рук своих. Это городские ремесленники, земледельцы и огородники. На них домотканные холщевые штаны и такие же рубахи и зипуны из грубого сукна и войлочные шапки. Они купят на торгу деревянные ложки, ковши, ведра, стянутые железными обручами, и всякие другие необходимые вещи, а может быть, купят своим детям глиняные игрушки, а жене — недорогое украшение.

Тяжелым трудом доставались деньги ремесленнику и земледельцу.
Под горячим солнцем, обливаясь пбтом, изнемогая от жары, тащился хлебопашец за своей лошадкой. А часто под проливным дождем, не обращая внимания на усталость, он обрабатывал свой клочок земли, чтобы добыть только самое необходимое.

Деньги доставались ему нелегко, а поэтому он долго думал прежде чем их истратить.
В конце XI века в Киеве появились свои деньги — киевская гривна—кусок серебра шестиугольной формы. Раньше были в ходу и арабские монеты — диргемы. Деньги иногда назывались „кунами". Название „куны" доказывает, что раньше на Руси меха были меновой единицей. Продаваемый предмет оценивался в одну или несколько голов скота, что равнялось по ценности куньему меху, — оттого и деньги назывались „кунами".

Киевское государство росло и крепло: ширились и развивались ремесло и торговля. Естественно,  что возрастала потребность в грамотных, „книжных" людях. Известны   изречения, идущие из далекой   древности: „Слово книжное есть свет   дневной",    „Ум   без книг, что птица без крыл". Когда же русские люди научились грамоте,   когда приобрели   свою   письменность?

Трудно сказать с полной уверенностью, но  в  IX веке   на  Руси  своя  письменность уже была точно.   Доказательством этому служат раскопки   в Киеве и других городах Поднепровья.   Археологи   находят глиняные сосуды с процарапанными на них знаками,   отдельными   буквами,   а       женские иногда и  целыми  надписями. Вот, на  украшения, пример, до нас дошла в обломках глиняная  корчага  (корчагой   назывался  сосуд с   узким горлышком, узкой шейкой, двумя  большими ручками и широким туловищем). На шейке этой корчаги можно прочитать   надпись:   „благодатнеша    плона    корчага сия".   Очевидно,   это   доброе   пожелание   владельцу корчаги,  чтобы сосуд  его  был  всегда  полон  вином или медом.
А вот еще одно гончарное изделие с подписью мастера. Это голосник из храма св. Софии Новгородской (голосником называется сосуд, вделанный в стену или свод здания для усиления звука). На голоснике процарапано: „Стефан псал", — то есть Стефан писал.
При раскопках находят часто и шиферные пряслица с именами владелиц их, и костяные вещи с отметкой мастера.
Совсем недавно археологи нашли в одном из курганов Гнездовского могильника под Смоленском глиняную амфору, то есть сосуд для перевозки масла или вина. Сосуд был разбит на мелкие куски, однако удалось разобрать на нем надпись, нацарапанную около горлышка: „гороухща". Что означает эта надпись?
вперёд                       назад
Hosted by uCoz