Вал опоясывал Верхний город, то есть ту часть Киева, которая расположилась над Днепром на горах. В город вело несколько ворот.Рано утром гремели тяжелые засовы, и стража раскрывала створки ворот, выпускала и впускала всех желающих войти и выйти.
Самые замечательные ворота, развалины которых дожили до наших дней, — это так называемые Золотые ворота. Каменные их стены соединялись между собою сводом. Арочный проем закрывался воротными полотнищами, окованными вызолоченной медью. Вот почему, вероятно, эти ворота назывались „золотыми".
Много было в Киеве в XI веке каменных зданий. Монументальные, торжественные, но в то же время легкие, светлые храмы —вот что характерно для зодчества этой эпохи. Большинство построек всё же было из дерева. Деревянное зодчество — исконное русское искусство.
И наш летописец, и арабский географ ибн-Фадлан дают нам описание гридницы — огромной бревенчатой палаты, где собирался князь со своей дружиной, все княжеские чада и домочадцы, а также множество приглашенных гостей. Толстые столбы поддерживали кровлю гридницы. Над гридницей высился терем, то есть башня, со специальными тами для женщин.
Светлая гридница и „златоверхий терем" воспеваются почти в каждой былине. В гриднице происходили и воспеваемые в былинах „по-честные пиры".Позднее гридница заменилась сенями, которые были расположены во втором этаже дворца. К сеням вел „всход"— лестница на широких столбах. Вдоль стен в сенях стояли широкие лавки, покрытые богатыми „полавочниками" из парчи и других византийских тканей, а также меховыми полостями.
По стенам висели доспехи и оружие и полки, уставленные деревянными расписными чашами. Тут и стеклянные кубки, кувшины и жбаны, и медные котлы, и золотые и серебряные кубки, и блюда, и турьи рога в золотой и серебряной оправе и серебряные и золотые ложки. Перед лавками столы, которые „ломились от яств".
Стояли на столах и кувшины с медом, сладкими фруктовыми и ягодными настойками, а случалось, и с привозными заморскими виноградными винами.
Почестной пир идет навеселе, Все на пиру пьяны, веселы.
Посреди сеней на почетном месте сидит князь, а против него непременный участник пира баян — певец. Он в белой длинной одежде, расшитой цветным узором по подолу, на груди и на рукавах.
Русские люди любили музыку. Не только баяны услаждали слух пирующих. На княжеские пиры приглашались музыканты, игравшие на дудках, свирелях и трубах. Один из таких музыкантов изображен на фреске в башне киевского Софийского собора.
Русский народ складывал былины о киевских богатырях, защищавших родную землю, создававших условия для мирного труда родного народа.Любимый герой этих былин — крестьянский сын Илья Муромец. Правдивый, гордый, прямой и честный, храбрый и бескорыстный Илья Муромец — защитник вдов и сирот, всех обиженных и обездоленных.
За какие подвиги чествует русский народ своих богатырей? Ведь былина — это „история, составляемая самим народом".С давних времен на русскую землю нападали кочевники. В былинах рассказывается о борьбе Ильи Муромца со степными хищниками, с Идолищем поганым и Соловьем-разбойником.