Древние славяне-язычники верили, что слуги, животные, еда и питье —всё это пригодится покойнику в его загробной жизни.
Последующие археологические раскопки на Киевской горе показали, что в том месте, где, по преданию, стоял городок Кия, действительно находилось древне-славянское поселение.
На Кирилловской улице тоже был раскопан могильник. Он принадлежал городищу Щекавице, а в 1926 году советские археологи обнаружили, что и на горе Киселевке существовало самостоятельное поселение.
Таким образом археологи доказали, что некогда в пределах Киева было по меньшей мере три укрепленных поселка, которые позднее слились в один город.Советские археологи продолжают свое важное и интересное дело и одну за другой раскрывают тайны нашего прошлого.

В 1938 году археологическая экспедиция под руководством профессора М. К. Каргера раскопала на склоне Михайловской горы ряд жилищ — полуземлянок.По найденным здесь предметам можно утверждать, что землянки служили не только жилищем, но и мастерской. Археологам редко удается обнаружить неповрежденную глиняную посуду, а на этот раз экспедиция М. К. Каргера нашла в одной из землянок, правда, несколько более позднего времени, горшки и кувшины разной величины и формы, а в углу землянки на полу стояли четырнадцать маленьких горшочков, внутри которых сохранились остатки различных красок.

На основании этой находки можно было предположить, что хозяин землянки был живописцем; здесь же, рядом с горшками, наполненными красками, находился кувшин с кусочками янтаря и валялись кремни, которыми мастер шлифовал свои изделия. В землянке,  кроме того, найдены и металлические предметы: подвеска, медная лампада и множествожелезных деревообделочных инструментов. Очевидно, хозяин землянки был одновременно и столяром, и художником, и ювелиром — словом, мастером на все руки.

На Михайловской горе было много подобных землянок; очевидно, здесь жили ремесленники. Эта экспедиция привела нас в другую, более позднюю эпоху. Из городища,  обнесенного деревянным тыном, Киев превратился в громадный великолепный город.Иноземцы, бывавшие в Киеве в XI веке, говорили, что он „соперник Константинополя. В нем находится более 400 церквей и 8 торжищ; число же народа неисчислимо".

На главной площади высился великолепный храм, построенный в конце X века (989—996 годы) — „Десятинная церковь". Стены храма были украшены фресками и мозаикой. Фрески — это живопись водяными красками по сырой штукатурке; мозаика — изображения, сделанные из небольших кубиков разноцветного стекла, окрашенных сплавом металлических солей, или из кубиков прозрачного стекла, под которые под-кладывали тонкие листочки золота.

Пол в храме был из цветного мрамора и яшмы, привезенных из Крыма. На том месте, где прежде стоял этот храм, археологи обнаружили его фундамент, обломки мрамора, красного шифера, цветного стекла и фресок. Статуи, привезенные из Херсонеса, и бронзовая четверка коней на высоком постаменте украшали площадь перед храмом и княжеским дворцом, таким же богатым и роскошным зданием, как и Десятинная церковь.
Через ров, отделявший древнее городище, которое стало в это время центральной частью города, был переброшен мост на „поле вне града", где в XI веке был воздвигнут Софийский собор.

Грандиозный светлый храм поражал своими строгими пропорциями и красотой живописи не только киевлян.
вперёд                        назад
Hosted by uCoz