Народ воохвалял в овоих былинах богатырей, которые не щадили своих сил, чтобы оградить Русь от хищников и помочь бедному люду.А жилось „простым людям" нелегко. В стенах „града" тянулись улицы, где за высокими заборами прятались усадьбы богатых людей, В глубине обширных дворов стояли хоромы княжеских дружинников и „гостей", то есть купцов. Но здесь же, неподалеку, на Михайловской горе, жили ремесленники.
Раным-рано, когда знатные и богатые еще почивают после вчерашней пирушки, встает какой-нибудь гончар, кузнец или кожевник и, не разгибаясь, трудится весь день до позднего вечера. Ему надо прокормить большую семью. А неизвестно, удастся ли продать на рынке свое изделие.
Тревога и забота не оставляют ремесленника; он вспоминает, что надо уплатить княжеские поборы, отдать деньги, взятые у ростовщика, а тут еще начался падеж скота. Что будет делать семья, если погибнет кормилица-корова?" Мало ли бедствий поджидает бедного человека: случится пожар, или князья опять повздорят между собой, или враг кочевник приблизится к городским стенам!
Но вот уж солнце скрылось за дремучим лесом, окружающим Киев. В этот предвечерний час медленно поднимается в гору седовласый старик с гуслями, висящими через плечо на широкой цветной полосе.
Весть о приходе баяна быотро облетела ближайшие улицы. Вот раздались звуки знакомой песни о том, как Илья Муромец сражался с Соловьем-разбойником или как поссорился Илья с князем Владимиром.
Поднялся со своей скамеечки ста- рый мастер костерез, прислушался: „А не оставить ли на часок работу и пойти послушать баяна?"
При звуках песни веселее становится на душе. Может быть, и работа тогда пойдет быстрей. „Найдется на торжище гость богатый, которому полюбится мой ларчик!" — утешает себя костерез.По раскопкам М. К. Каргера мы знаем, что на Михайловской горе жили ремесленники. Знаем мы и другие улицы, носившие названия: „Плотники", „Гончары", „Кожемяки", ясно указывающие на занятия жителей.
Мы помним, что с очень давних пор еще в родовых поселках умели добывать железо и ковать из него копья и серпы, лопаты и ножи, умели лепить из глины горшки и мисы, умели изготовлять и деревянные предметы, умели прясть и ткать. Анты — жители среднего Приднепровья — были искусными гончарами, оружейниками, костерезами и ювелирами.
В IX—XI веках образуются поселки, где все жи-тели занимаются одним каким-нибудь ремеслом или даже изготовлением
одного определенного предмета.
Так, например, пряслица из поселков около Овруча были известны не только по всей Руси, но и далеко за пределами ее.
Розовый и красный шифер, из которого изготовлялись пряслица, встречается только на Волыни, вблизи города Овруча, на берегах небольшой речки Уборти. Жители этих мест вытачивали маленькие кружочки из прибрежного камня — шифера; эти кружочки надевали на веретено. Жужжит веретено, — тянутся льняные и шерстяные нити, веселей и легче работать женщине в долгие зимние и осенние вечера.
Пряха очень дорожила своим пряслицем: надписывала на нем свое имя или вырезала какой-нибудь знак, тщательно прятала наравне с драгоценностями.